Органом местного самоуправления г.Новокузнецке в 2006 году в соответствии с бюджетным кодексом был выбран вариант кассового обслуживания бюджета г.Новокузнецка с открытием лицевого счета финансовому органу, без передачи дополнительных полномочий органам Федерального казначейства.
К этому времени Финансовым управлением города уже была проделана большая подготовительная работа по организации казначейского исполнения бюджета по открытию и ведению лицевых счетов бюджетных учреждений.
Так же проводилась большая работа по внедрению учета бюджетных обязательств. Все это позволило, начиная с 2009 организовать работу в соответствии с новым законодательством.
При выбранном варианте работе ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, регистрация и контроль бюджетных обязательств, прием и обработка заявок на кассовый расход выполняются финансовым органом.
Таким образом, ведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, передвижки по ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, бюджетные обязательства ведутся в разрезе бюджетной классификации и лицевых счетов бюджетных учреждений в единой базе данных финансового управления. Такой подход позволяет осуществлять эффективный предварительный контроль и мониторинг исполнения бюджета города в режиме on-line, с возможностью получения информации всеми участниками бюджетного процесса в соответствии с их полномочиями.
С другой стороны, казначейское исполнение бюджета сопровождается лавинообразным ростом объемов документооборота и не может быть реализовано без внедрения современных информационных технологий.
Для решения этой задачи, была создана и внедрена КИС УФ (корпоративная информационная система управления финансами), предназначенная для комплексной автоматизации деятельности финансового управления городского округа Новокузнецка на всех этапах исполнения бюджета. Автоматизированная система разработана и внедрена собственными силами финансового управления г.Новокузнецка, сторонние организации не привлекались.
Пользователями системы являются все участники бюджетного процесса г.Новокузнецка – финансовое управление, главные распорядители кредитов, бюджетные учреждения, имеющие бухгалтерии.
На текущий момент в системе зарегистрировано:
- Общее количество лицевых счетов – 489
- Количество клиентов (подключенных учреждений) – 84
Ежедневно в системе регистрируется более 5000 первичных документов, в том числе 1500 заявок на кассовый расход
Количество единовременно работающих пользователей составляет 200-250 человек.
За счет распределения доступа к данным в рамках информационной системы пользователи могут работать только с той информацией , доступ к которой предусмотрен их полномочиями.
Для организации электронного документооборота введено понятие клиента. Под клиентом понимается бюджетное учреждение, имеющее собственную бухгалтерию, которая обслуживает либо само учреждение, либо несколько учреждений. Таким образом, определяются зоны видимости – клиент видит документы по лицевым счетам, только обслуживаемых учреждений, главный распорядитель кредитов – все подведомственные учреждения, Финансовое управление – все документы.
Подключение клиентов к единому централизованному хранилищу данных ФУ происходит в режиме удаленного терминального доступа либо через vpn. Использование терминального сервера доступа к данным позволяет удаленным клиентам и финансовому управлению работать с единой базой данных в оn-line режиме.
Каждый документ на всех этапах прохождения имеет свой статус с указанием причины изменения статуса, времени и ФИО исполнителя.
Все документы вводимые клиентами, первоначально имеют статус новый, затем подписываются клиентом (статус проверен). После этого они становятся доступны для работы главным распорядителям кредитов, который либо утверждает документ (статус утвержден), либо отправляет его на уточнение клиенту (уточнить). Утвержденные главным распорядителям кредитов документы проходят процедуру визуальной проверки и автоконтроля в финансовом управлении (статус принят, либо отказ(визуальная проверка) или ошибка(автоконтроль).
Процедура автоконтроля включает:
- Синтаксическую проверку (проверка на недопустимые символы согласно инструкции ЦБ)
- Соответствие справочникам
- Сверка соответствующих остатков на лицевом счете получателей бюджетных средств
Документы в статусе проверен, утвержден и принят нельзя редактировать и удалять.
Бюджет
Бюджетный процесс начинается с составления и принятия бюджетной росписи на 3-х летний период. Далее роспись детализируется до уровня ПБС. Клиенты, пользуясь едиными справочниками, на основе доведенных цифр, заносят сметы, затем их проверяют главные распорядители кредитов, а затем работники Финансового управления.
Возможно формирования нескольких альтернативных бюджетов для анализа.
После принятия бюджетной росписи формируются уведомления o лимитах бюджетных обязательств.
Для уточнения бюджета клиентами по вышеописанной процедуре добавляются уведомления на изменения бюджетной росписи, ассигнований ЛБО.
Уточненная бюджетная роспись учитывает уведомления об изменении со степенью детализации до ПБС. Именно эти данные являются контрольными для проверок на наличие ассигнований и ЛБО.
Бюджетные обязательства
БО подразделяются по типу документа-основания: - публично-нормативные обязательства;
- сметные обязательства (зарплата и начисления на заработную плату);
- налоговые обязательства (декларации и т.д);
-
подотчет (на выдачу наличных);
- заявка на проведение конкурса, аукциона, котировок
(при регистрации заявки на проведение конкурса резервируются ЛБО на сумму указанную в заявке, после проведения конкурса и регистрации контракта остаток по ЛБО рассчитывается из суммы контракта);
- по договорам на поставку продукции:
- суммы до 100 000 руб (без конкурса);
- государственные контракты;
- исключения по ФЗ 94, ст 55;
Все бюджетные обязательства регистрируются в разрезе лицевых счетов получателей бюджетных средств и сверяются на наличие остатка ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (кроме публично-нормативных обязательств).
Публично–нормативные обязательства одновременно являются лимитами бюджетных обязательств.
После проверки и принятия бюджетных обязательств в финансовом управлении, оно получает уникальный учетный номер.
Каждое бюджетное обязательство может иметь изменения на основании дополнительных соглашений с поставщиками или на основании изменения бюджетной росписи (публично-нормативные обязательства, сметные обязательства, налоговые обязательства, подотчет).
Заявка на кассовый расход
Формируется клиентом в разрезе лицевых счетов, кодов бюджетной классификации и получателей, с обязательной ссылкой на бюджетное обязательство.
Платежное поручение
Формируется Финансовым управлением на основании принятой заявки. В момент создания платежного поручения при проверке на остатки на лицевом счете уменьшаются остаток по бюджетному обязательству, остаток доходов от предпринимательской деятельности, по областному документу(субсидии, субвенции).
Для уточнения кассовых выплат предусмотрен документ уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Порядок его прохождения аналогичен платежному поручению.
Расходное расписание
Если бюджетное учреждение имеет ЛС, открытый в ОФК финансирование осуществляется посредством расходного расписания, сформированного на основании заявки бюджетного учреждения в пределах ЛБО.
Работа с ОФК
По распоряжению руководителя из принятых платежных поручений формируется карточка платежных поручений для передачи в ОФК. Далее из карточки платежных поручений формируется пакет платежных поручений и отправляется в СЭД ОФК, где осуществляется обмен данными с ОФК. В случае отказа проведения платежных поручений казначейством, либо ошибки автоконтроля СЭДа, протокол отказов автоматически импортируется в КИС УФ и меняет статус соответствующих документов платежных поручений и заявок на кассовый расход на «отказан УФК», с указанием причины отказа.
Ежедневно ОФК формирует выписку и ведомости по поступлениям и выбытиям и передает финансовому органу посредством СЭДа. Структурированные файлы импортируются в КИС УФ, на основании которых формируется журнал поступлений и выбытий.
Реестры выполненных работ
Создаются клиентом на основании счетов-фактур, актов выполненных работ и тд. В разрезе ЛС ПБС, БО, БК и поставщика. На основании реестра выполненных работ финансовое управление формирует сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.
Выписка из лицевого счета ПБС и ГРБС
Ежедневно после обработки выписки из ОФК и журнала поступлений и выбытий в КИС УФ формируются выписки по лицевым счетам ПБС и ГРБС.
Выписка содержит разделы: - Бюджетная деятельность
-
операции с бюджетными данными;
- операции с бюджетными средствами;
- поставленные на учет обязательства и реестры выполненных работ.
- Предпринимательская деятельность
-
сметные назначения и поставленные на учет обязательства и реестры выполненных работ;
- операции со средствами от приносящей доход деятельности.
Все документы, попадающие в выписку (ассигнования; лимиты бюджетных обязательств; уведомления об уточнении ассигнований и ЛБО; бюджетные обязательства; реестры выполненных работ; заявки на кассовый расход; платежные поручения на кассовый расход, восстановление кассового расхода и по доходам от предпринимательской деятельности; уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа) получают статус в выписке.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет ведется на основании журналов операций и главной книги. Журналы операций формируется автоматически из принятых документов. Также существует возможность ручного формирования журналов. На основании журналов формируется главная книга в разрезе 02 и 03 лицевого счета. На основании данных главной книги формируется бухгалтерская отчетность по инструкции.
Отчеты для клиентов
Отчеты формируются на основании только принятых документов и доступны клиентам в режиме реального времени.
Клиентам доступны следующие отчеты: - Книга финансирования (принятый план, уточненный план, БО, кассовые расходы) в любом разрезе
- Приложение к выписке
- Отчет о состоянии лицевого счета
- Карточка учета средств полученной от предпринимательской деятельности (остаток на ЛС на начало года, поступления и выбытия на любую дату, остаток на отчетную дату)
- Справка об исполнении бюджета (уточненный план, БО, кассовые расходы)
- Справка об исполнении бюджетных обязательств (БО, кассовые расходы детализированные)
- Сведения о задолженности бюджетных учреждений (реестры выполненных работ, кассовые выплаты в разрезе БО)
Отчеты для финансового органа
- Отчет об использовании целевых средств (детализация поступлений и выбытий по кодам цели и уровням бюджета)
- Справка об использовании целевых средств (движение средств и остатки по кодам цели)
- Отчет об использовании резервного фонда
- Карточка учета доходов бюджета
Учет предпринимательской деятельности
Учет предпринимательской деятельности ведется на ЛС бюджетных учреждений. Доходы автоматически на ЛС при импорте ведомости кассовых поступлений из ОФК.
Расходы осуществляются аналогично расходам по бюджетной деятельности с дополнительным контролем остатка средств на ЛС ПБС по предпринимательской деятельности.
Учет субсидий и субвенций
Платежные поручения присланные ГФУ, либо областными департаментами (далее «областной документ») заносятся в базу данных работниками Финансового управления. При этом осуществляется распределение суммы областного документа по ГРБС. При создании заявки на кассовый расход, а также при создании платежного поручения срабатывает проверка на принадлежность указанного областного документа данному ГРБС (подведомственным учреждениям) согласно распределению, и проверка на остатки сумм по областному. В режиме on-line все участники бюджетного процесса могут просматривать остатки сумм по областным документам (по заявкам, по платежным поручениям, по выписке) в пределах ограничений видимости.
|